SCP против истинных фей. Обзор на "Справочник по призыву"

«Ктулху», «Эзотеррористы», «Янтарный город», «Страх как он есть» и другие игры по правилам СЫЩИКа.
witpun
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 янв 2016, 01:43

Непрочитанное сообщение 24 июл 2018, 14:41

Недавно список переведённых на русский язык игр по миру Внешней тьмы пополнился очередным дополнением. Впрочем, можно сказать и более конкретно, дополнение "Справочник по призыву" относится к линейке "Эзотеррористы" - второй составляющей этого мира, представленной играми про простых обывателей, столкнувшихся с ужасом из-за барьера, подробно и структурировано изложенная информация о мистической составляющей мира будет только вредить. Впрочем, это вполне закономерно, на мой вкус, сеттинг эзотеррористов, как он представлен в базовой книге, был чрезвычайно аморфен. Впрочем, учитывая, что большая часть книги посвящена новой, на момент выхода книги, механике и парадигме ролевых игр, это вполне объяснимый недостаток.

Тем более, что с каждым новым дополнением, мир игры становится всё более интересен, а предлагаемые в правилах образы отзываются идеями будущих игр. Предыдущее дополнение "Зона ответственности" дало возможность отказаться от формата "монстр недели", когда персонажи просто раз за разом встречаются с различными психопатами и призванными тварюшками, и привнесло в мир эзотерористов последовательность шпионских игр. Подолгу оставаясь в одном городе, сталкиваясь с последствиями своих действий, развивая оперативную базу за счёт ресурсов ордена истины, ты уже перестаёшь быть просто членом ячейки, отрезанной от всего остального ордена. Ты начинаешь чувствовать за спиной мощь организации, которую можешь направить сквозь себя на врагов реальности, но наличие которой резко поввышает ставки в твоей работе.

И вот теперь вышло второе дополнение, и оно позволяет гораздо лучше понять с кем же мы боремся. Это больше не разрозненные секты, творящие какую-то фигню ради странных целей. Теперь это подготовленные люди с чёткой разработаной методологией, давно переступившие моральный горизонт ради... Ладно, мотивы эзотеррористов всё еще выглядят довольно странно. Впрочем, на эту тему в тексте есть специальная оговорка, мол понимание идеологии эзотеррора подобно пониманию квантовой механики - пока ты не примешь новую картину мира, отличную от той, которая формируется под воздействием бытового здравого смысла, ты и не сможешь понять мировоззрение эзотеррориста.

Ну и, наконец, после затянувшегося вступления, разберёмся, что же есть в книге. Текст разбит на пять частей - введение, сведенья о барьере, техники призыва сущностей внешней тьмы, сведенья об общении с этими сущностями и пробное приключение. Сразу скажу, что стиль изложения мне понравился - стилистика, чем-то напоминающая тексты SCP Foundation, пусть и без их фирменных вымараных кусков, отлично настраивает на нужный лад. Если описание ордена истины в самой первой книге заставляло вспомнить институт прикладной экзофизики из "Эры водолея", то теперь, читая справочник по призыву, ощущаешь себя агентом организации, ежедневно спасающей мир. И, к слову, выбиваться из этого образа практически не приходится - в книге хоть и есть куски, обращённых к ведущему или игроку, а не к персонажам, но они выделены в отдельные врезки, и тоже написаны практически в том же стиле. Ну и плюс немного системной информации в приключении.

Введение мне тоже понравилось. В нём говорится о том, что орден истины постепенно сдаёт свои позиции, и в будущем будет вынужден переходить ко всё более и более пассивному взаимодействию с проявлениями Внешней тьмы в нашем мире. Так если изначально политикой ордена истины было немедленное уничтожение противников, то теперь это только подавление наиболее выраженных тенденций, а в будущем и вовсе ограничение доступа на территории, где произошёл прорыв барьера. Даже не зная спойлеров относительно содержания следующих книг линейки, наблюдать за развитием вселенной крайне интересно.

Далее идёт часть, посвящённая природе отделяющего наш мир от Внешней тьмы барьера и способам его прорыва и истончения. И вот эта часть уже оставила у меня двойственные чувства. Описания воздействия на барьер, и его реакции на это, довольно хороши. Но вот с сущностью самого барьера всё гораздо хуже. Вместо гипотез о его природе, в тексте предложены гипотезы только о том, что он из себя представлял в прошлом. Вместо ответов мы видим сплошные вопросы. Как связан барьер и человеческая вера? Неизвестно. Как восстанавливать барьер? Он восстанавливается сам с течением времени. Скорость этого процесса зависит от действий агентов, но тоже неизвестно как. Как определить тольшину барьера? По косвенным признакам. В целом, из этого раздела складывается ощущение, что барьер - это некое психическое явление, связанное с прогнозируемостью реальности.

И вот мы добрались до ядра книги - раздела, посвящённого способам призыва сущностей внешней тьмы. Если бы "справочник" был художественным произведением, то эта глава была бы кульминацией. Техник призыва всего шесть, для каждой описана суть подхода, методология, способы противодействия и пример осуществления такого призыва, с которым столкнулся орден истины. Походя в этой главе упоминается, что уже известные по другим книгам и приключениям монстры относятся к разряду самых слабых, так как способны самостоятельно существать в непригодной для них упорядоченной реальности. Так что любое существо, призванное каким-то из приведённых способов окажется несравнимо сильнее, нежели то, с чем ваши агенты уже сталкивались в прошлых играх. По крайней мере, любым из основных типов призыва - в книге описывается четыре основных техники, позволяющие вытаскивать из-за барьера нечто новое, и две дополнительных, эксплуатирующих предшествующие усилия по призыву и результаты истончения барьера. Впрочем, каждый из способов призыва наделяет пртивника специфическими слабостями, которые позволят с ним справиться. В общем, эта часть книги понравилась мне больше всего.

А вот следующая часть гораздо слабее. Она посвящена довольно сумбурному изложению того как можно общаться с призванными созданиями и когда это допустимо. Суть этого раздела укладывается в тезис: если очень нужно для дела, действуйте, но вообще, лучше не стоит - или с ума сойдёте или вас обманут.

Ну и последняя часть - это приключение, демонстрирующее как изложенная в книге информация может быть применена. Согласно задумке, в приключении агентам придётся проанализировать, какого рода призыв эзотеррористы могут попытаться исполнить в тихом на первый взгляд, американском городке. Однако, как это часто бывает в детективных сценариях, довольно многие моменты выглядят висящими в воздухе. Не раз в процессе чтения в голове возникала мысль, мол, а как объяснить игрокам, почему они не могут сделать то или это, почему определённая информация станет им доступна только в определённый момент, как до времени спрятать улику, которая, кажется, прямо-таки выпирает. Но это общая проблема детективных игр. И довольно часто в процессе самой игры многие из подобных опасений оказываются напрасными. Тогда как игроки находят какой-то совершенно неожиданный путь к разгадке. Так что говорить о приключении, не поиграв в него преждевременно.

Наконец, кроме всего описанного в книге есть немало врезок, обращающихся уже к самим игрокам и ведущему, описывающие реалии игрового мира. Они тоже довольно атмосферны и дают ответы на важные для логики мира вопросы. Есть ли за барьером добрые сущности? Возможно, но пока таких замечено не было. Какова природа магии? Есть два варианта, но в любом случае - это проявление слы врага человечества, прямо-таки, в соотвествии со средневековыми воззрениями. Что будет при попытке переговоров с чудовищем? Рискуете потерять самообладание, согласно табличке. В общем, если вы играете или водите игры по эзотеррористам, "Справочник по призыву" - штука очень полезная.
Ответить