Киберпанк в НРИ

Ретро-киберпанк.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:38

После анонса «Кремниевых богов» нас бесчисленное множество раз спросили, знакомы ли мы с Shadowrun и GURPS Cyberpunk. Именно из таких вопросов родился этот короткий обзор по жанру и тем играм, с которыми мы знакомы.


Когда мы читаем слово «киберпанк», перед нашим внутренним взором встаёт картина из небоскрёбов, расцвеченных неоновыми вывесками; войной между корпорациями и анархистским подпольем; толп людей, теряющих человечность под влиянием имплантатов; Сети (да, именно с большой буквы), наводнённой ковбоями-хакерами, которые испытывают свои мозги на прочность, — всё это, щедро приправленное незримым, но тяжеловесным присутствием искусственного интеллекта.

И пусть для кого-то киберпанк — это сражение ИскИнов, при помощи их пешек; для кого-то — тихие закулисные войны корпораций; а для некоторых — выживание при помощи кибернетизации в трущобах, воздух которых напитан ядовитыми выбросами многочисленных заводов, — у жанра один исток.

Киберпанк зародился в Америке, благодаря Ф. К. Дику, У. Гибсону и Б. Стерлингу. Они говорили о дистопичном мире (антиутопия) недалёкого будущего с точки зрения идеалистов-фантастов 1980-х. Это были повести и романы, рассказывающие не про необычные общественные порядки или освоение космоса, столь популярные тогда. Нет, они повествовали о битве одиночек против Системы в необычных декорациях.

И эти истории стояли на двух китах — «High Tech, Low Life» и «Corporations Rule the World» («Высокие технологии и низкий уровень жизни» и «Корпорации правят миром»). Именно на этих основах зиждется очарование жанра; именно они обуславливают его декорации и основные приёмы.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:38

Япония, Америка, Россия, Европа — везде есть писатели, режиссёры, сценаристы, геймдизайнеры, вдохновляющиеся эстетикой того самого киберпанка и творят свою научную фантастику ближнего будущего. Почему я не называю её «киберпанком»? Потому что авторы могут рассматривать политику, технологии, социальные конфликты, как это делали основатели жанра, но в любом случае — их предпосылки уже изменились, как и изменился окружающий нас мир.


Киберпанк умер. Он скончался в конвульсиях на исходе 1990-х, исторгнув из себя целый букет преемников, питающихся его останками, пускающих корни в его эстетику и идеологию, распыляющих свои собственные споры.

Киберпанк породил стимпанк, нанопанк, пост-киберпанк, дизельпанк, сплаттерпанк и множество других жанров. А его труп был клеймён страшной печатью ретрофутуризма, навеки оставив его уделом гиков, нердов и ностальгирующих о прошлом любителей литературы 80-х.


Ретрофутуризм — это что-то «элитарное», это Жюль Верн, Шекли и Саймак, это Crimson Skies, Resistance, Fallout и BioShock, это «Терминатор 2», «Робокоп», «Назад в будущее», «Разрушитель» и «Небесный капитан и мир будущего». Когда фантасты прошлого представляли себе будущее на ближайшие полвека — они ошибались. И через пару десятилетий после появления на свет их произведения клеймились ретрофутурзимом.

Но сейчас, после того, как мы перешагнули рубеж тысячелетий, появились те, кто осознанно уходят в этот стиль, ограничивая себя. Так возродился ретро-киберпанк — кибер-ревенант со своим нелепым шармом и обворожительной наивностью. И именно его я называю тем настоящим киберпанком, что когда-то очаровал меня.

Каковы ключевые элементы настоящего киберпанка?
  • Чёткое расслоение общества на обеспеченные «верхи» служащих корпораций и с трудом выживающие низы трущоб.
  • Высокий уровень технологий, проникающий в жизнь. Особенно важны кибернетизация и доступ к всеобщей сети.
  • Власть в частных руках корпораций, а не государств.
  • Тематика протеста против текущего мироустройства.
  • Искусственный интеллект или уже есть, или на грани зарождения.
Итак, теперь я могу приступить к описанию тех настольных ролевых игр, что предлагают нам погрузиться в жанр киберпанка или смежные. Естественно, это те игры, с которыми мы, как коллектив пишущий «Кремниевых богов», знакомы. Если вы знаете ещё каких-то интересных представителей жанра — напишите нам, мы будем очень благодарны!
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:39

Эпоха 1980-х, рождение легенд

Heroes Unlimited (1984): да, это год публикации «Нейроманта» Гибсона. Уже тогда Palladium Books выпустили книгу правил по своей самобытной системе правил, полной интересных решений (система правил как в RIFTS, если вспоминать более известные игры). Здесь есть и кибернетика, и бионика. Рассматривается проблема баланса человек/машина при кибернетизации. Впрочем, это не главный фокус внимания книги, посвящённой созданию супергероев, просто я не мог её не упомянуть в контексте обзора.

Paranoia (1984-1987-1995-2004-2009-2015): проще сказать, что это одна из моих любимых игр. Город управляется ИскИном, который производит послушных людей-клонов для работы и самообеспечения. Персонажи игроков — члены подполья. Изюминка в том, что именно отсюда был взят незабываемый юмор Fallout. Сатира и достаточно тонкий юмор с кучей литературных отсылок. Игра чудесна, хоть и в очень узком поджанре. Весьма рекомендую к ознакомлению.

Cyberpunk 2020 (1988-1990-2005): в начале это была игра с отличной стильной графикой в чернилах, очень внятными архетипами и именно той атмосферой ретро-киберпанка, о которой я писал выше. Но в своём развитии она, к сожалению, устремилась за современными технологиями. Ну и система правил Fuzion меня не очень радует своей громоздкостью, хотя я когда-то и провёл годовой кампейн по Alien vs Predator. Тем не менее, игра до сих пор хороша, если есть готовность окунуться в геймдизайн, характерный для 80-90-х годов прошлого века.

Cyberspace (1989-1992): вам что-то говорят названия Rolemaster или MERP? Конкретно в этой итерации правил есть обширные таблицы создания имплантантов, да и вообще массивные правила по кибернетике. Правила по путешествиям по Калифорнии тоже достойны внимания. Но в целом всё очень тяжеловесно и является очевидным наследием Spacemaster.

Shadowrun (1989-1992-1998-2005-2009-2013): сложно сказать что-то об этой игре, не вызвав гнева какой-нибудь из групп её фанатов. Когда-то это был единый мир с Earthdawn, история о последовательной смене эпох магии и технологии. Сейчас это игра с достаточно непростыми и объёмными правилами, беспроводной «Матрицей» (чёрт, есть возможность взломать протез ноги у противника по беспроводной связи!). Shadowrun — это эпическое фэнтези в антураже киберпанка (мир управляется бессмертным 6000-летним эльфом Арлекином, пережившим Эпоху Кошмаров, с конкретными планами на ближайшие 2500 лет; надеюсь, это ни для кого не спойлер?). Да, миром правят корпорации и высокие технологии сочетаются с низким уровнем жизни, но так же здесь шаманы призывают духов с иной стороны и метают огненные шары, а пророчества дракона-президента публикуются после его заказного убийства. Эта эклектика не всем по вкусу. У. Гибсон, к примеру, жёстко потребовал убрать его имя из книги, угрожая судом, когда издатели игры активно связывали своё творчество и «Нейроманта» (No relationship. No permission. Nothing. Nary a word exchanged, ever). Пожалуй, на этом пока что всё.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:39

Эпоха 90-х, сложные времена

GURPS Cyberpunk (1990): отличный справочный материал, один из лучших в своём роде. Был настолько хорош в инструктаже по пранку и хакингу телефонных аппаратов, что Секретная Служба США в 1990 провела рейдерский обыск и конфискацию компьютеров SJ Games (почти что уничтожив издательство). В любом случае, рекомендую к прочтению тем, кто интересуется жанром, но необходимо учитывать несколько тоталитарные взгляды авторов. Рекомендовать к игре могу только любителям GURPS, поскольку квазиреализм правил и их конкретная реализация будет по душе не всем. Я ещё хотел бы упомянуть GURPS Cyberworld (1993), это игровой мир, построенный при помощи описанного в GURPS Cyberpunk конструктора правил, с фокусом внимания на политику и социум. И GURPS Cthulhupunk (1995-2001), где были смешаны лавкрафтианский хоррор и киберпанк, что получилось любопытно, но, на мой вкус, весьма слабо, поскольку было упущено множество важных элементов для каждого из жанров. Для GURPS ещё есть немало трансгуманистических миров, но они совсем выбиваются из темы киберпанка.

Dark Conspiracy (1991-1997-2012): игра начинается безобидно — анализом того, как США пришли ко второй Великой Депрессии, и как та развалила их. А потом появляются Demonground, откуда вылезают толпы вампиров, оборотней, человекоподобных киборгов, пришельцев и даже порождений ночных кошмаров. В принципе, авторы пытались повторить успех Shadowrun, взяв в качестве второго ингредиента не фэнтези, а городскую мистику. Из неожиданно интересного — правила по «карьерам» — в духе Traveller или Burning Wheels.

SLA Industries (1993): это хоррор. В прямом смысле. Кругом разруха, корпорации угнетают население, а персонажи игроков — работники самой страшной корпорации. Они служат бессмертному демону, экипированы лучшей кибернетикой, оружием и бронёй и охотятся на всех несогласных с политикой корпорации. Всех, кто не заплатил аренду, высказал вслух сомнение — просто всех. Для пущей монструозности персонажи (героями я их назвать не могу) должны это делать красиво и зрелищно — зарплата зависит от того, как их действия покажут по телевизору. Формально там ещё есть поддержание правопорядка, сражение с канализационными монстрами и серийными убийцами, так что можно играть в «мягкий» сплаттерпанк с чувством ответственности за каждого убитого — ведь вы же Власть, которая только что лишила себя налогоплательщика. И, понятное дело, если рассматривать ключевые элементы жанра — это не киберпанк.

Underground (1993): гениальная для своего времени игра. Представьте классический киберпанка в духе Ф. К. Дика, добавьте немного атмосферы фильмов Тарантино и, самое главное, комиксов Marvel! Персонажи обладают суперсилами (чуть слабее, чем большинство комиксных героев, но весьма заметными) и занимаются не Монстрами Недели или блужданием по руинам цивилизации, нет, они развивают своё гетто! Причём этому уделён немалый кусок правил. Ах да, супергерои психически нестабильны — это расплата за их силы. Итого: супергерои сражаются с корпорациями и бандитами, попутно пытаясь справиться с собственными кошмарами, ради развития своего гетто. Я считаю — шикарно. И, да, неплохая игромеханика и отлично расписанная история мира. Разработчик и издатель — Mayfair Games, знакомый многим любителям настольных игр. Поддержка игры закончена, проект закрыт.

CyberGeneration (1993): это альтернативный игровой мир для Cyberpunk 2020, чуть попроще, на 7 лет позже событий первоначальной вселенной. Не получил особой популярности, я тоже не нашёл ничего, превосходящего оригинал.

Alternity (1998): предок d20 Modern, рассматривающий в том числе и кибертехнологии в мире ближайшего будущего. Пожалуй, мне нечего больше сказать по теме.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:40

Эпоха 2000-х, новое тысячелетие

d20 Modern (2002): рассматриваются кибертехнологии в паре книг. Пожалуй, на этом всё, что я хотел бы сказать. Своего игрового мира выпущено не было (только адаптация Ex Machina, см. ниже), жанр не раскрыт.

Ex Machina (2004): одна из жемчужин жанра. Шикарное описание того, что такое киберпанк и как поддерживать его атмосферу во время игры и несколько игровых миров, раскрывающих разные аспекты жанра. Достаточно удобная Tri-Stat механика, которая хорошо поддерживает стиль жанра и атмосферу, хоть и не хватает звёзд с неба. Несколько глав для ведущего, превосходящие тот же GURPS Cyberpunk или Cyberpunk 2020 просто на голову. Занимает в моём личном списке второе место после Paranoia. К сожалению, издатель закрылся и на данный момент игра никем не поддерживается.

Corporation (2006-2013): пять корпораций-государств правят миром. У каждой своя идеология, вы же играете агентов этих корпораций, разбирающихся с тем, что они не хотят выставлять на публику. Любопытная научная фантастика ближнего прицела, но нарушает несколько базовых основ жанра, и я не могу назвать её киберпанком, как он есть. Это как называть киберпанком «Дивный новый мир» Хаксли.

Halcyon (2008): отличная дистопичная научная фантастика с мощными элементами киберпанка и мистики. Подымаются вопросы устройства пред- и пост- апокалиптичного общества, вопросы экологии и границ разума. Мне игра очень понравилась, но опять же, она далеко уходит от жанра киберпанка.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:41

Эпоха 2010-х, современное переосмысление

Sufficiently Advanced (2008, 2014): далёкое будущее трансгуманизма. Часто называют киберпанком, но общего только возможность совершенствовать персонажа при помощи кибернетики.

Eclipse Phase (2009): трансчеловечество. Разумные космические дельфины, к примеру. Научная фантастика дальнего прицела. Совсем за пределами киберпанка, но опять же её часто упоминают как киберпанк.

Leverage RPG (2010): я не шучу. Игра на базе сериала «Воздействие», использующая правила Cortex+. Ближайшее будущее, персонажи восстают против злых корпораций, угнетающих обывателей, используя противозаконные приёмы. Внедрение, шпионаж, подрывная деятельность. Да, это не совсем киберпанк, но игра достойна внимания, в контексте построения приключений в жанре киберпанк.

Remember Tomorrow (2010): игра не требует ведущего, пригодна для создания цельной завершённой истории за одну встречу. Подробного описания игрового мира нет. Чем-то похожа на «Фиаско», но конкретнее в деталях. В остальном — почти киберпанк. Переведена и издана SaF Gang Design на русский язык как «Воспоминания о будущем».

Interface Zero (2009-2013): игровой мир для Savage Worlds. Подробно описано множество кибернетики, огромные человекоподобные боевые роботы, дроны, тонны оружия, правила по взлому в сети, описания десятков корпораций и злые ИскИны. Но это не киберпанк. Автор сделал футурологические прогнозы относительно современности, на ~70 лет вперёд и, исходя из них, описал мир. Тут во главе стран стоят тоталитарные правительства, а не корпорации. Разрыв технологий и уровня жизни между слоями населения велик, но это не дистопия. И, что немаловажно, в приключениях и описании мира нет элемента «панка».

Technnoir (2012): инди-игра во всех смыслах этого слова. Разрушенная экология, разваливающиеся общественные институты, почти современность, всего на несколько лет вперёд. Дешёвые, легко доступные технологии. Это кибернуар, а не киберпанк. С очень «нарративной» игромеханикой, построенной на игре словами. Буквально.

Sprawl (ЗБТ 2015): ещё не вышедшая игра, использующая правила Powered by the Apocalypse. Выдерживает дух классического ретро-киберпанка. Важный нюанс — персонажи являются «дном» общества, курьерами и бандитами. Пока что это весьма многообещающий проект для любителей правил PbtA.

Headspace (ЗБТ 2015): ещё не вышедшая игра, использующая правила Powered by the Apocalypse. Персонажи игроков являются агентами, борющимися со злыми корпорациями. Все они, включая уже умерших напарников, объединены в единую ментальную сеть, позволяющую пользоваться навыками друг друга. Оригинальный геймплей и хороший пример пост-киберпанка.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 21:41

Я намеренно упустил некоторые небольшие игры, например Wired или ReWired, как не оказавшие большого влияния на игровое сообщество и не изученные мной достаточно для написания хотя бы короткого обзора. Если вы знаете ещё каких-то интересных представителей жанра — напишите нам, мы будем очень благодарны. И ждите «Кремниевых богов» для Savage Worlds в этом году!
Аватара пользователя
Доктор Кот
Команда Studio 101
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 14 янв 2016, 14:08

Непрочитанное сообщение 23 янв 2016, 22:53

Я GURPS Cyberworld и куски Cyberpunk переводил, и даже карту для кампейна набрасывал -- про ребят, пытающихся обернуться в Бруклине, метроплекс Большой Нью-Йорк.
Было весело этим заниматься. Изучать переписи населения, юрисдикции полицейских участков, натягивать современный Нью-Йорк на суровые реалии мира на Краю...
Аватара пользователя
Барон Мюнхгаузен
Герой преданий
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 23:15

Непрочитанное сообщение 24 янв 2016, 01:08

Очень детально и крайне познавательно. Спасибо огромное. Я даже не представлял, что существовало столько игровых миров. А многие из них были напечатаны? Или большинство осталось только в цифровой памяти?
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 24 янв 2016, 12:32

Я рассматривал только печатные издания в обзоре. Небольших игр на тему, существующих только в электронном виде, несколько больше, хоть и не на порядок.
irzen@bk.ru
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 13:30

Непрочитанное сообщение 24 янв 2016, 13:31

Из "классики" читал только Нейроманта Гибсона, и там герои не противостояли мироустройству, а были его частью.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 24 янв 2016, 16:52

Из "классики" читал только Нейроманта Гибсона, и там герои не противостояли мироустройству, а были его частью.
Ну, хакер и уличный самурай, пострадавшие от корпораций, работающие на ИскИна, разгребающие старые дела и меняющие весь мир своими действиями? Как сказать.
Главный герой — проститутка, убившая своих клиентов и ставшая самураем?

Взлом и проникновение в особняки богачей с целью грабежа и выпуска ИскИна.

Это протест против системы, что уж там.
Ответить