Exalted. Краткий обзор

Общение на любые темы, не нарушающее правил Общества друзей барона Мюнхгаузена. Обзоры, отчёты и другие темы.
Аватара пользователя
Digital Wizard
Парень с рулбуком
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 09 фев 2018, 18:51

Непрочитанное сообщение 21 авг 2019, 06:59

С тех пор, как было объявлено, что Студия 101 выпустит на русском Vampire: the Masquerade, меня не оставляет возрождённая этой новостью надежда на появление официального перевода другой игры от White Wolf/Onyx Path – Exalted. Вот только оказалось, что о ней знает незаслуженно мало людей. Сложив два и два, я решил приблизить возможную локализацию небольшим обзором. Получился он, правда, всё равно увесистым, поскольку сама игра тоже не маленькая…

Изображение

Что это?
Exalted (или «Возвышенные») – игра эпического анимешного фэнтези в лучших традициях китайских уся, античных мифов и, собственно, аниме. Как было метко замечено на 1d4chan, «дурашливая группа может превратить это в кроссовер Kill la Kill и Gurren Lagann, серьёзно настроенная группа – в смесь Рамаяны [1] и Троецарствия [2]. И оба варианта будут офигительны».
Это игра о героях, что способны противостоять армиям, царям и богам. Это мир, в котором причудливо переплетается множество реальных мифологий и культур, но сохраняется отчётливый паназиатский колорит. Здесь вы сможете размахивая двухметровым мечом сражаться с огромным демоном на крыше высокой пагоды в лучах закатного солнца и выглядеть при этом потрясающе.

Изображение

О чём это?
Детальная история мира занимает не один десяток страниц, так что я тут расскажу только самые ключевые моменты, и те очень-очень кратко. Когда-то, когда не существовало даже времени и пространства, был только первородный Хаос и великие Древние. Древние, будучи сущностями несколько более упорядоченными, чем чистый Хаос, в какой-то момент решили создать себе место, где могли бы отдохнуть и расслабиться. Сказано – сделано: расчистили квадратную площадку, накрыли её небесной твердью, насыпали землицы, налили океан, накидали всяких там растений и животных, а сверху над всем этим великолепием поставили прекрасный город Лас-Вег... простите, Ю-Шан, в котором и поселились. Ну и, чтобы всё это работало (так как физика для слабаков), добавили богов, отвечающих за бесперебойную работу всего упорядоченного, начиная от роста травы и заканчивая небесной механикой.
В определённый момент, после очередного пьяного дебоша кого-то из Древних и чистки ставших результатом этого фигуральных авгиевых конюшен, группа самых сильных богов во главе с Непокорённым Солнцем решила, что с них хватит. Правда Древние, будучи всё же не дураками, заранее вшили в богов запрет на прямую конфронтацию с создателями, так что пришлось действовать нетривиально: боги взяли пригорошню смертных людишек, которые им молились, накачали божественной эссенцией, создав первых возвышенных, и отправили таскать каштаны из огня. Война была долгой и изнурительной – рушились горы, моря выходили из берегов, и прочая классика жанра – но закончилась победой сил богов. Половину Древних удалось пленить и отправить в параллельное пространство, организовав местную версию Ада (или, что, возможно, точнее, фантомной зоны из комиксов про Супермена). Вторая половина, технически, погибла в бою, но, будучи создателями этого мира, Древние были вне его условностей и потому не могли как нормальные живые существа влиться в круг перерождения. Вместо этого они просочились на “нижний” план бытия, образовав там мир мёртвых. А по пути прокляли возвышенных, что поначалу не имело особого эффекта...
После войны самые крутые боги поселились в Ю-Шане, оставив мироздание возвышенным. Избранные Солнца стали правителями, остальные возвышенные – их помощниками, лейтенантами, советниками и исполнителями. Начался золотой век мира и процветания, но длился он, по традиции, не очень долго. Проклятие Древних постепенно превратило избранных Солнца из просвещённых правителей в капризных и жестоких тиранов. Драконокровные, самые слабые, но самые многочисленные из возвышенных, в конечном итоге устроили революцию, убив большинство солнечных и их союзников и заточив эссенцию солнечного возвышения в нефритовой клетке на дне океана. Была выдумана новая религия, провозгласившая драконокровных истинными правителями мира, а солнечных возвышенных – безумными демонами. На трон Царства, самого сильного государства в мироздании, взошла драконокровная Алая Императрица и правила им почти тысячу лет. Чудеса и великолепие золотого века ушли вместе с избранными солнца, и новая эпоха была в сравнении с ним мрачной и жестокой, но всё же Императрица и правители окружающих Царство прочих государств более-менее сохраняли подобие порядка в мире.
Так было, пока пять лет назад Алая Императрица не пропала бесследно. Теперь в Царстве зреет гражданская война между соперничающими за трон кланами драконокровных. На окраинах поднимаются восстания. Орды варваров появляются словно из ниоткуда вдоль границ известного мира и сметают небольшие островки цивилизации. Ранее невиданная армия нежити с самоходной крепостью, созданной из мёртвых тел, захватывает крупный город Шипы и объявляет его своим. И то тут, то там, начинают снова появляться перерождённые солнечные возвышенные – персонажи игроков.
Добро пожаловать в новую эпоху. Тебе понадобится меч побольше.

Изображение

Как это?
В качестве основы третья (актуальная на момент написания этой заметки) редакция Exalted использует всё ту же беловолковскую Storyteller System, известную по старому Миру Тьмы. Не пугайтесь, здесь она значительно переработана под жанр и, в частности, кардинально отличается в боевой части, созданной для поддержки игры, в которой герои кинематографично скачут по крышам, пробивают друг-другом стены, сталкиваются мечами и хвастаются своим кунг-фу. О чём, кстати, чуть ниже.
Для проверок используется пул десятигранных костей, собираемый при сложении значений одной из базовых характеристик и навыка, плюс ситуативные модификаторы. Обычно проверка успешна, если хотя бы на одном десятиграннике выпадает 7 или выше, но в некоторых, более сложных, ситуациях таких результатов может понадобиться больше. В общем и целом структура игры довольно классическая, безо всяких экспериментальных механик и новомодных наворотов а-ля Apocalypse World и иже с ним, поэтому я не буду уделять ей особого внимания. Но вот что является реально необычным элементом, так это бой.
Центральным стержнем, вокруг которого крутится львиная доля боевых взаимодействий, является динамический параметр инициативы. Здесь существует два принципиально разных типа атак: ослабляющие (withering) и решающие (decisive). Ослабляющие атаки в целом рассчитываются довольно традиционно, однако наносят урон не здоровью противника, а его инициативе – причём перекачивая оную атакующему. Решающая атака в свою очередь символизирует момент, когда герой превращает полученное преимущество в один мощный удар. Она наносит урон уже непосредственно счётчику здоровья, однако зависит этот урон не от силы, оружия и тому подобных штук (как у ослабляющих атак): урон решающей атаки наносится дайспулом инициативы. То есть в бою в целом вы сначала перехватываете инициативу у противника, доводите её до желаемого уровня, а затем тратите на мощный добивающий удар. Благодаря этому действительно достигается эффект кинематографической анимешной драки. К тому же вам не нужно бросать кости, проверяя инициативу каждый ход – за вас это делают атаки и манёвры. Очень быстро, удобно, интересно.

Возвышенным, которые являются в этом мире своего рода супергероями, доступно головокружительное количество всевозможных способностей, основой для которых являются обычные человеческие навыки. У вашего персонажа хорошо развита атлетика? Ему открыты способности бегать по стенам, поднимать фантастический вес или перепрыгивать многоэтажные дома. Лингвистика? Доступны возможности в считанные минуты досконально копировать крупные тексты и карты, создавать шифры сверхординарной сложности или обсуждать с союзником план покушения на губернатора, пока окружающие слышат разговоры о погоде. Стрельба из лука? Как насчёт пылающей бронебойной стрелы, которая всегда попадает в сердце? И это только малая толика потенциальных возможностей, даже без учёта боевых искусств и полноценной магии.

Изображение

Зачем это?
Ну, вы же хотите побыть эпическим героем? Может быть, воином справедливости в сверкающих доспехах, победителем чудовищ и жестоких правителей, о котором сложат легенды? Или хитрым и циничным, но благородным в душе очаровательным негодяем, королём воров, решающим проблемы родного города с помощью изворотливости и острого языка? Или, может, вам просто нравится демонстрировать, как ваша мощь становится OVER 9000 (а это, кстати, реальная игровая механика)? В списке источников вдохновения у авторов Exalted много наименований: фильмы, вроде «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»; книги, вроде Хроник Хокмуна Майкла Муркока или Чёрного отряда Глена Кука; аниме, вроде Манускрипта ниндзя; видеоигр, вроде некоторых Final Fantasy или серии Dynasty Warriors. От себя лично я бы ещё добавил мультсериал «Аватар: легенда об Аанге». Если вам нравится что-то из вышеупомянутого, весьма вероятно, что вам понравятся и Возвышенные.

Изображение

Ложка дёгтя.
Обилие деталей и нюансов в способностях, манёврах и особых эффектах здорово ошеломляет поначалу. Для ознакомления понадобится ощутимое время – система в этом плане довольно «тяжела». Кроме того, пресловутая динамическая инициатива при всех её достоинствах практически неиграбельна «из коробки» – и всё потому, что авторы описали голую механику, но не позаботились объяснить, как с ней взаимодействовать на столе. К счастью, при наличии прямых рук проблема быстро решается распечаткой самодельного боевого счётчика.
Ну и ещё гигантские дайспулы. Не поймите меня неправильно, я люблю дайспулы, я люблю с ними возиться, они открывают интересные возможности и их приятно держать в руках. Но когда они достигают размера в двадцать штук (что достаточно распространённая ситуация и, к тому же, такое количество – отнюдь не предел!), подсчёт успехов становится делом весьма затруднительным и неприлично долгим. Возможно, с этим реально справиться, используя удачно подобранную электронную дайсометалку, как знать. Я, честно говоря, особо не пытался.

Итог.
Возвышенные – это в меру тяжёлые, «кранчевые», но весьма занимательные правила и необычная интересная боевая подсистема.
Возвышенные – это большой, детализированный и очень красивый мир с кучей возможностей.
Возвышенные – это сражение с гигантским демоном на крыше высокой пагоды в лучах заходящего солнца.
Всячески рекомендую.

Изображение
Ответить

Вернуться в «Свободное общение»