Ведьмы в советском небе

Другие НРИ, выпущенные на русском языке.
witpun
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 18 янв 2016, 01:43

Непрочитанное сообщение 25 сен 2017, 13:30

На днях потестил "Ночных ведьм" - пбта игру про советских летчиц времен второй мировой войны. Нижеследующий текст - обзор игры с элементами отчета.

Самое первое впечатление, которое вызвало уже чтение правил "ночных ведьм" - это очень четкое ощущение того, что лучшая импровизация - импровизация подготовленная. В большинстве других пбта игр, будь то хоть ДВ, хоть "на раене", хоть "сердце монстра", проблем с тем, чтобы придумать игровую ситуацию, грядущую опасность, монстров и что там еще надо для игры, у меня не возникало. Даже кролики из недавних "обитателей холмов" не доставили особых проблем. А вот с "ночными ведьмами", я очень долго не понимал, как и во что тут играть. При том, что в книге правил довольно подробно описано как и чем жили летчицы 588 полка, да и у меня самого, вроде должен быть багаж образов стандартного школьника советских времен. Хотя, возможно, именно этот багаж и мешал проникнуться атмосферой книги. Фронтовые фашисты для меня - это скорее безликая орда зла в одинаковых приплюснутых касках, нежели личности из которых можно сделать интересных противников, злобных НКВДшников, только и думающих как бы кого расстрелять в моем воображаемом пространстве передовой ВОВ нет вообще, как и простых бытовых проблем, вроде необходимости самостоятельно обеспечивать свою военную технику, подчас, ворованными деталями. В общем, обычно довольно ненапряжное ведение пбта игры в этот раз потребовало определенных усилий.

С другой стороны, в рулбуке есть порядком атмосферных моментов, позволяющих предать настроение, которое пытается создать игра. Варианты выборов в ходах сформулированы именно под сеттинг игры, так что механика довольно неплохо помогает поддерживать заявленный фокус. Во многом, это сделано благодаря нововведениям в правилах.

Одним из первых таких моментов являются сформулированные правила по смене ведущего. Перефразируя одного представителя нечисти, персонажи в ночных ведьмах не просто смертны, а внезапно смертны. В ночной части игры нахватать ранений или меток до гибели персонажа проще простого. Да и в дневной части порядком способов доиграться до того, что персонаж покинет игру - тут и те самые злобные НКВДшники (НКВДшницы - все персонажи, исключая залетных неписей тут девушки и женщины), и постоянно накапливаемая усталость - спят персонажи днем после ночных вылетов, но полноценный сон не позволит нормально пожить для себя, заняться налаживанием отношений, ремонтом самолета и еще массой необходимых вещей, в то время, как отсутствие сна не позволит лечить усталость, появляющуюся легко и мгновенно. И вот тут появляются правила смены ведущего. Когда один персонаж выбывает, его место может занять другой - уже имеющийся в истории или новобранец из пополнения. Причем очень рекомендуется, чтобы управлял им прошлый ведущий, а игрок выбывшего персонажа взял в руки мастерские бразды. Ну и кроме того, одним из вариантов развития персонажа тут является переход роли ведущего соответствующему игроку.

Кстати, по поводу развития. Помимо привычных повышения характеристики, получения личного хода и завязывания чувств (чувства тут могут быть от дружбы до любви или ненависти - это что-то вроде связей из других хаков, и могут быть как к человеку, так и к самолету), во время развития тут можно получать награды и расти в звании. Награды сами по себе являются отдельной характеристикой, но при этом они очень хорошо вписаны в мир - каждая медаль и каждый орден детально описаны - за что даются, и что значат. То есть, фактически флафовое описание персонажа становится его игромеханической характеристикой. Догадываюсь, что подобный подход уже использован в других хаках, но я его, вроде бы, еще не встречал. Ну а звания - это преквезит к тому, чтобы занять определенную роль в игре. Начинают персонажи простыми пилотами, и в процессе игры кто-то из них вполне может дослужиться до командира полка. Опять-таки очень изящное решение показать влияние игромеханики на мир. Ну и последнее, что мне тоже очень понравилось в местной системе развития - это "выгорание". Ночные ведьмы - игра про войну, причем про войну, показанную довольно неприглядно и без прикрас. В процессе игры персонажи получают метки - следы войны, порой полезные (новый шаг в развитии), но чаще отражающие страшную сторону жизни на войне - события, которые в мирной жизни будут возвращаться в кошмарах и посттравматических расстройствах. И выгорание - еще один способ показать эту же неприглядную сторону войны. Когда вы получите все возможные варианты развития, у вашего персонажа два пути - или она становится легендой (одним из шагов в развитии является получение ордена героя советского союза, так что и тут все отлично вписывается в мир), или начинает чахнуть.

В остальном "Ночные ведьмы" мало отличаются от других пбта игр. Хотя, нет, вру. Еще одним значимым отличием можно назвать то, что это игра с жесткой структурой. День персонажей четко делится на четыре части - ночь, когда происходят боевые операции, и день, который делится на утро, когда происходит рапорт, который может привести к похвале начальства, но скорее всего принесет выговор - закончить боевую операцию без проблем крайне непросто; день, когда можно либо спать, либо повышать боеготовность ("+1 вперед" из других хаков, но зарабатываемые днем, а тратящиеся ночью) или социалить; и вечер, отданный на подготовку к вылету - выбор задания, распределение ролей, и последняя возможность что-то сделать перед операцией. При этом ходы дня и ночи подчеркнуто отделены друг от друга, что еще раз подчеркивает особенность быта ночных ведьм - сравнительно обычная человеческая жизнь каждую ночь сменяется сущим кошмаром, когда смерть дышит прямо в лицо. Для отслеживания этой жесткой структуры есть довольно удобная схема.

Ну и в заключение хочу отметить еще одну, вроде бы, очевидную, особенность. Игра посвящена 588 летному полку, весь состав которого состоял исключительно из женщин. То есть места мужским персонажам там нет вовсе, если конечно, вы не играете в инверсию "Гусарской баллады", когда мужчина притворяется женщиной. В правилах несколько раз подчеркивается, что это важная составляющая игры, что бессмысленно играть женщиной в строго патриархальном обществе, если не затронуть тему сексизма. Многие приведенные в рулбуке цитаты показывают исключительное положение ночных ведьм в советском обществе. Скажу честно, у меня на ваншоте затронуть эти темы не получилось. Но в отличие от тех же сердца монстра и городских легенд, где подобные темы выглядят странной нашлепкой, в которую можно поиграть, раз автор так просит, но вообще они размывают фокус, в ночных ведьмах тема положения женщины в обществе выглядит довольно органично.
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 00:08

Большое спасибо за такой подробный отзыв!
Скажи, ты в итоге провёл игру или пока только внимательно прочитал?
Аватара пользователя
Triniti
Главный по пушкам
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 19 янв 2016, 03:34

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 14:50

Провел точно. Я видел за закрытыми дверями))
witpun
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 18 янв 2016, 01:43

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 15:14

Да, провел на игротеке, которая была в озерковой библиотеке. Челлендж был не хуже, чем детей водить - собрались взрослые, уже почти пожилые люди, судя по всему, никогда не игравшие раньше. Но, вроде, всем зашло.

Кстати, на имочке этот обзор вызвал срач по поводу притеснений всех подряд в СССР))
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 15:17

witpun писал(а):
26 сен 2017, 15:14
Да, провел на игротеке, которая была в озерковой библиотеке. Челлендж был не хуже, чем детей водить - собрались взрослые, уже почти пожилые люди, судя по всему, никогда не игравшие раньше. Но, вроде, всем зашло.
Вот мне как раз было интересно насколько людям заходит и насколько нужно на самом деле объяснять сеттинг в этом случае. А то вроде бы «всем всё известно», а с другой стороны, оказывается, все в плену установок и заблуждений и вообще не в курсе. Вот грань между первыми и вторыми «все» меня и заинтересовала в игре. Точнее вообще в играх такого жанра, но здесь конкретный пример.
witpun писал(а):
26 сен 2017, 15:14
Кстати, на имочке этот обзор вызвал срач по поводу притеснений всех подряд в СССР))
Ну, собственно, об этом я выше и написал.

Воообще с этой игрой есть проблема (судя по первым двум страницам гугла).
В принципе, ситуация когда автор действительно проработал кучу источников и не допустил исторических неточностей — редка. В «Ночных ведьмах», помимо работы автора напрямую с письмами, мемуарами и исследованиями специалистов, работу проверил отечественный профессиональный историк, внеся в итоге немного корректив в параметры самолётов и в звания конкретных людей в конкретные периоды времени. Так что здесь всё хорошо. Даже большая часть иллюстраций сделана с реальных фото (кроме открывающих главы).
Но людям, зачастую, важнее их представление об истории, чем факты. Это выражается в неисчислимом количестве проявлений современного общества. Когда оригинальную картину могут критиковать в неточностях, считая что это копия; когда дегустаторы вина, перепутав марки, пишут противоположные изначальным отзывы; когда преподаватели литературы критикуют мнению самого автора, сочтя его детским сочинением… это те же самые проявления, просто более очевидные. Прочитать комментарий к статье и пользоваться им как источником, не читая статью (или, тем более, референсы) — это, увы, современный тренд.
Аватара пользователя
Chima
Главная по пороху
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 13 янв 2016, 23:29

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 15:25

Спасибо за вдумчивый обзор. С последним предложением согласна полностью. Всё остальное, впрочем, тоже не вызвало вопросов.)

И здорово, что игрокам зашло!
Аватара пользователя
Triniti
Главный по пушкам
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 19 янв 2016, 03:34

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 15:55

witpun писал(а):
26 сен 2017, 15:14
Кстати, на имочке этот обзор вызвал срач по поводу притеснений всех подряд в СССР))
Залез я на эту вашу имочку. Фух хорошо, что у меня нет там профиля, а то реально не удержался бы влез. ))
witpun
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 18 янв 2016, 01:43

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 16:01

Вот мне как раз было интересно насколько людям заходит и насколько нужно на самом деле объяснять сеттинг в этом случае. А то вроде бы «всем всё известно», а с другой стороны, оказывается, все в плену установок и заблуждений и вообще не в курсе. Вот грань между первыми и вторыми «все» меня и заинтересовала в игре. Точнее вообще в играх такого жанра, но здесь конкретный пример.
Ну, конкретно в данном случае во время объяснения сеттинга вполне хватило "тегов" и прописанных в книге деталей. Но, опять-таки, в этот раз состав партии был не самым привычным. Женская часть партии был достаточно молодой, и, играли как раз в основном они. Оба мужчины были уже хорошо так в летах, и чувствовалось, что им такая игра вновику. Но все предложенные в книге образы у всей партии в головах уже были, и на описания они отзывались вполне живо.
witpun
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 18 янв 2016, 01:43

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 16:04

Triniti писал(а):
26 сен 2017, 15:55
Залез я на эту вашу имочку. Фух хорошо, что у меня нет там профиля, а то реально не удержался бы влез. ))
Памятуя заветы Лонли-Локли, занимайся дыхательной гимнастикой, сэр Тринити) Меня тоже только она пару раз спасла, чтоб языком не зацепиться))
Аватара пользователя
AVE
Главный по ядрам
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 20 авг 2017, 23:40

Непрочитанное сообщение 26 сен 2017, 16:18

witpun писал(а):
26 сен 2017, 16:01
Ну, конкретно в данном случае во время объяснения сеттинга вполне хватило "тегов" и прописанных в книге деталей. […] Но все предложенные в книге образы у всей партии в головах уже были, и на описания они отзывались вполне живо.
Спасибо!
Ответить