Путеводитель по играм на основе правил СЫЩИК

«Ктулху», «Эзотеррористы», «Янтарный город», «Страх как он есть» и другие игры по правилам СЫЩИКа.
Аватара пользователя
vagrant
Команда Studio 101
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 14 янв 2016, 14:15

Непрочитанное сообщение 12 сен 2017, 20:40

Первая игра на основе правил СЫЩИК появилась 11 лет назад. За это время система успела обрасти множеством дополнений и десятком новых игр: от шпионского триллера до хронооперы. Сходу разобраться во всём этом многообразии не так-то просто, поэтому я решил написать небольшой путеводитель для тех, кто только открывает для себя СЫЩИК.

Изображение


Ниже в хронологическом порядке приведён список всех официально изданных игр. Для каждой я постарался привести краткое описание и список изменений в механике, которые появились в этой игре.

Система правил СЫЩИК
Для классических ролевых игр детектив всегда был сложным жанром. Стоит игрокам провалить проверку навыка, как они теряют улику. Тайна остаётся нераскрытой, а игра заходит в тупик. Разработчики системы СЫЩИК (ориг. GUMSHOE) решили исключить такую возможность на уровне механики. Поэтому поиск информации в игре зависит исключительно от навыков детективов, а не от везения. В системе СЫЩИК это достигается за счёт того, что способности персонажей делятся на два типа: общие и исследовательские. Они работают по разным правилам, но их объединяет одно: запас пунктов. Игроки тратят их, чтобы сделать что-то крутое и интересное.

Общие способности отвечают за умение драться, бегать, взламывать замки и прочие подобные вещи. Эти действия создают напряжение в игре, и здесь элемент случайности только на руку. Поэтому в таких случаях требуются проверки и бросок кубика. Чтобы повысить шансы на успех, игрок тратит пункты из запаса способности.

Совсем другое дело — исследовательские способности. Они отвечают за поиск улик и специфические области знания, вроде баллистики, антропологии или судмедэкспертизы. Если игрок оказывается в нужном месте и использует подходящую способность, он получает улику. Никаких бросков кубиков не требуется. Трата пунктов исследовательских способностей позволяет получить дополнительные сведения, сэкономить время или показать себя крутым и компетентным специалистом. Примерно так это и работает.

Игры издательства Pelgrane Press

Изображение


The Esoterrorists — «Эзотеррористы»
Первой игрой на основе правил СЫЩИК стали «Эзотеррористы». Это детективный хоррор об агентах тайного ордена Ordo Veritatis, который противостоит планам оккультной организации низвергнуть мир в хаос и тьму. По своему стилю игра напоминает сериал «Секретные материалы», только с мистикой и чудовищам вместо инопланетян.

К настоящему моменту игра пережила уже две редакции: первая вышла в 2007 году, вторая — в 2013. И хотя правила остались прежними, игра была дополнена описанием новых монстров, принципов работы Ordo Veritatis и тонкостей проведения операции эзотеррористов.

В отношении правил «Эзотеррористов» можно считать базовой версией механики СЫЩИК: это игра про ультракомпетентных специалистов, действующей в современном мире. Если вы раздумываете над тем, с какой игры начать знакомство с правилами СЫЩИК, «Эзотеррористы» станут оптимальным решением.

Страница игры в магазине «Студии 101».
Страница игры на сайте Pelgrane Press.

Fear Itself — «Страх как он есть»
Игра воссоздаёт дух и атмосферу молодёжных фильмов ужасов. Её действие разворачивается в том же игровом мире, что и действие игры «Эзотеррористы», однако персонажи — не подготовленные агенты тайного ордена, а обычные люди, которые впервые сталкиваются с тёмной изнанкой нашей реальности.

Если «Эзотеррористы» — это сериал «Секретные материалы» или «Тысячелетие», то «Страх как он есть» ближе к фильмам «Факультет» или «Хижина в лесу».

Игра примечательна тем, что проводит детальную деконструкцию жанра хоррор. К примеру, в качестве «классов» персонажей игроки выбирают традиционные клише фильмов ужасов, а одним из ключевых качеств героя становится так называемый «фактора риска». Это механизм, который толкает героев на глупые и необдуманные действия, вроде стремления разделиться перед лицом очевидной опасности.

Обзор второй редакции игры в блоге «Запертая комната».
Страница игры в магазине «Студии 101».
Страница игры на сайте Pelgrane Press.

Изображение


Trail of Cthulhu — «Ктулху»
Детективная игра в мрачном мире рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. Тайные культы, Древние боги и запретные знания, ведущие к безумию. Действие игры разворачивается в Америке 30-х годов, а её героями становятся обычные люди, которые в силу профессионального или личного интереса встают на путь познания Мифов Ктулху.

Основа механики СЫЩИК осталась прежней, однако список способностей персонажей был адаптирован под реалии первой половины XX века, а к параметрам персонажа добавились профессия и мотивация. Кроме того, были расширены правила по потере рассудка и безумию, поскольку это важная составляющая игр в жанре лавкрафтианского хоррора.

На настоящий момент «Ктулху» — самая «богатая» линейка системы СЫЩИК. Для неё было написано несколько тематических дополнений, игровых кампаний и десятки сценариев.

Обзор игры от портала Roleplays News Russia.
Страница игры в магазине «Студии 101».
Страницы проекта на сайте Pelgrane Press.

Mutant City Blues
Действие игры разворачивается в недалёком будущем, где в результате загадочного инцидента 1% населения Земли обрёл суперсилы. С этого момента прошло 10 лет, за которые общество успело адаптироваться к изменениям и наладить мирную цивилизованную жизнь. Игроки берут на себя роли особого подразделения полиции, занимающегося расследованием преступлений совершённых с использованием сверхспособностей.

Характерная особенность игры состоит в наличии строгой системы, согласно которой люди обретают суперсилы и их побочные эффекты. Она позволяет ограничивать круг подозреваемых, предсказывать их возможности и модели поведения.

Mutant City Blues содержит описание десятков способностей, которыми могут обладать герои: от классического умения летать и лазить по стенам до самодетонации. Вместе с тем, игра мало напоминает классическую супергероику. Будучи официальными представителями закона, героям приходится помнить о множестве инструкций и ограничений, которые общество придумало для металюдей за минувшие 10 лет. Mutant City Blues — это, прежде всего, полицейский детектив, и к этому жанру игра относится весьма серьёзно.

Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Изображение


Ashen Stars
Некогда великая звёздная империя Конгломерат пережила опустошающую войну с загадочной расой могилар. Действие игры разворачивается спустя семь лет после этой трагедии, в звёздном секторе под названием Рана, чьи миры сильнее прочих пострадал во время войны. Хотя формально Рана всё ещё является частью Конгломерата, по сути, она живёт по своим законам. Поддержанием порядка здесь занимаются команды Лазеров — шерифы, работающие по контракту. Именно их роли берут на себя игроки. Им предстоит расследовать преступления, сражаться с пиратами, охотиться за контрабандистами — и постоянно балансировать на грани между этикой и прибылью.

Механика игры была серьёзно расширена дополнительными правилами по космическим сражениям, кибернетическим улучшениям, и разнообразными способностям инопланетных рас.

Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Lorefinder
Дополнение для Pathfinder, созданное для детективных игр в фэнтези-антураже. Достигается это путём вплетения в механику PF элементов правил СЫЩИК. Так, у персонажей появляется дополнительный блок умений, отвечающих за ведение расследования, причём их использование не зависит от броска кубиков и элемента случайности.

Помимо изменений в правилах, Lorefinder содержит краткое руководство по созданию детективных сценариев, тонкости ведения детективной работы с использованием магии, описание тематических заклинаний, а также вводное приключение, которое позволит попробовать новые правила в деле.

Страница Lorefinder на сайте Pelgrane Press.

Night's Black Agents — «Ночные хищники»
Шпионский триллер о борьбе с мировым заговором вампиров. Игроки берут на себя роли агентов различных спецслужб и разведывательных организаций. Каждый из них стал изгоем, поскольку узнал о масштабном вампирском заговоре, действующем за кулисами мировых держав. Теперь они пытаются выжить и уничтожить тех, кто стоит во главе этой конспирамиды.

Игра не даёт единого объяснения тому, кто такие вампиры и какова их природа. Ведущий сам волен выбирать из нескольких предложенных вариантов: они могут оказаться потусторонними созданиями, жертвами древнего проклятия, результатом мутации или даже инопланетянами. То же самое касается и стилей игры: набор правил разнится в зависимости от того, решит ведущий провести кинематографический пальповый боевик или настоящий шпионский триллер, полный паранойи и сомнений в преданности своих соратников.

Механика игры подверглась значительным изменениям, большая часть из которых коснулась боевой составляющей. В игре множество ситуационных правил по погоням, боевым приёмам и специальному вооружению.

Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Gaean Reach
Игра основана на космической фантастике Джека Вэнса — в частности, книжной серии «Князья тьмы». В отличие от прочих игр на основе правил СЫЩИК, герои этой — не детективы или тайные агенты, а люди, жаждущие отмщения. Таинственный и неуловимый Куандос Ворн сломал жизнь каждому из них, и теперь герои объединились, чтобы найти и убить его. Игра буквально пропитана духом фантастики 70-х годов, а яркость и необычность игрового мира в значительной мере превалирует над достоверностью и реализмом.

Механика Gaean Reach отличается набором жанровых правил, которые позволят игрокам почувствовать себя в шкуре героев классической космооперы. К примеру, злодей в бою не может погибнуть, пока не произнесёт высокопарную речь, а персонажи получают опыт, когда уместно используют специально заготовленные короткие и ёмкие фразы в стиле героев книг Вэнса.

Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Изображение


TimeWatch
Игра о путешествиях во времени и расследовании хронопарадоксов. Игроки берут на себя роли агентов хроностражи, вневременной организации, цель которой — поддерживать целостность временного потока. Это непростая задача, поскольку всякий изобретатель машины времени неизменно отправляется убить Гитлера, спасти Кеннеди или другим образом перекроить историю. Расследованием подобных случаев и предстоит заняться героям игры.

Игра предлагает сразу несколько подходов к жанру: от разухабистой хронооперы про инопланетян и нацистов из параллельных временных линий, до хоррора и личной драмы.

Механика TimeWach отличается тем, что в систему добавлены правила, делающие игру более пальповой. Остросюжетные погони (в том числе — сквозь время), боевые манёвры и множество способов устраивать и моментально разрешать локальные временные парадоксы.

Обзор игры от портала Roleplays News Russia.
Впечатления об игре в блоге «Запертая комната».
Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Cthulhu Confidential
Специальная версия игры «Ктулху», предназначенная для игры один на один с ведущим. Игровой мир и основные конфликты остались прежними, но механика подверглась серьёзным изменениям. Используемая версия системы получила название GUMSHOE 121 и мало напоминает обычный СЫЩИК. У способностей больше нет пунктов рейтинга, а на смену менеджменту ресурсов пришёл менеджмент специальных карточек состояния персонажа.

Несмотря на необычный формат, книга правил Cthulhu Confidential получилась весьма объёмной — почти 400 страниц. Из них только 70 посвящено правилам, остальной же объём достался трём детально прописанным сценариям, адаптированных под трёх возможных главных героев.

Описание механики GUMSHOE One-2-One.
Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

The Yellow King RPG
На момент публикации этого обзора The Yellow King RPG находится в разработке после того, как собрал на кикстартере 170 тыс. фунтов (при цели в 23 тысячи). Как легко догадаться, главным источником вдохновения для проекта стали истории Роберта Чамберса о «Короле в жёлтом». Игра расскажет о том, как эта пьеса переписывает саму ткань реальности, подчиняя её воле Хастура и превращая наш мир в колонию Каркозы.

Примечателен формат игры: фактически, это четыре игры в одной. Каждая рассказывает об отдельно взятом временном отрезке и о том, как меняется мир с момента создания пьесы в 1895 году и заканчивая новым 2017 годом — гротескной и пугающей версией привычной нам реальности.

Игра использует модифицированную версию системы СЫЩИК, щедро заимствуя идеи GUMSHOE One-2-One.

Страница игры на сайте Pelgrane Press.

Изображение


Ken Writes About Stuff
Серия эссе за авторством Кеннета Хайта, автора игры «Ктулху». На момент написания заметки число выпусков насчитывает уже несколько десятков, а их тематика варьируется от детального описания лавкрафтианских чудовищ, до полноценных игровых миров и сюжетных основ для системы СЫЩИК.

Страница проекта на сайте Pelgrane Press.

Игры других издательств


Янтарный город
Отечественный проект от автора этой заметки. «Янтарный город» — это камерный мистический детектив о городке, затерянном в древней степи. Игрокам предстоит взять на себя роли помощников шерифа Янтарного и расследовать сверхъестественные происшествия, которые отравляют жизнь жителям города. Часть из них связана с проклятым янтарём, который добывают в местных пещерах, часть — с причудливыми верованиями степного народа, на чьих землях выстроен город, а часть — с царством снов, которые в этом месте реальнее, чем сама жизнь.

В вопросах механики «Янтарный город» близок к «базовой версии» системы СЫЩИК, однако и здесь есть пара любопытных находок: новые мистические силы для персонажей, правила по гербологии и репутации, которую зарабатывают герои среди жителей города.

Обзор игры от портала Roleplays News Russia.
Страница игры в магазине «Студии 101».

Изображение


Bubblegumshoe
Подростковый детектив в духе историй о Нэнси Дрю и сериала «Вероника Марс». Герои игры — ученики старшей школы в обычном американском городке. Каждому из них лет по 16–18, и каждый переживает жуткий период выпускных классов: пытается строить личную жизнь, сдать экзамены, поступить в колледж, да и вообще разобраться со своим местом в жизни. И будто этого мало, героям предстоит ещё и расследовать преступления. Начиная с того, кто и зачем похитил научный проект одноклассника, и заканчивая тем, кто на самом деле убил королеву выпускного бала.

Игра подчёркивает, что повседневной жизни сыщиков внимания уделяется ничуть не меньше, чем расследованиям. Самые значительные изменения механики коснулись как раз драматической составляющей игры. В игре детально описаны механики отношений и социальных конфликтов, а вот классическая боевая составляющая практически отсутствует.

На момент написания этой заметки игра переведена на русский язык и готовится к выпуску издательством «Студия 101».

Обзор игры в блоге «Запертая комната».
Страница игры на сайте издательства Evil Hat Productions.
Ответить